вторник, 13 апреля 2021 г.

Рококо во французской живописи (Ватто, Буше, Фрагонар)

Рококо (франц. rococo, от rocaille, рокайль – декоративный мотив в форме раковины), стилевое направление в европейском искусстве 1-й половины 18 в., зародившееся во Франции и распространившийся по всей Европе. Отличался грациозностью, легкостью, интимно-кокетливым характером. Придя на смену тяжеловесному барокко, Рококо явился одновременно и логическим результатом его развития, и его художественным антиподом. 

С барочным стилем Рококо объединяет стремление к завершённости форм, однако если барокко тяготеет к монументальной торжественности, то Рококо предпочитает изящество и лёгкость. Более тёмные цвета и пышная, тяжёлая позолота барочного декора сменяются светлыми тонами - розовыми, голубыми, зелёными, с большим количеством белых деталей. Рококо имеет в основном орнаментальную направленность; само название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов). 

Преимущественно декоративный характер имела богатая тонкими переливами цвета и одновременно несколько блеклая по колориту живопись рококо (картины и росписи Франсуа Буше, отчасти Жан Оноре Фрагонара). В живописи преобладали пейзажи, мифологические и современные галантные темы, рисовавшие интимный быт аристократии, пасторальный жанр (пастушеские сцены), идеализированный портрет, изображающий модель в образе мифологического героя. Образ человека утрачивал самостоятельное значение, фигура превращалась в деталь орнаментального убранства интерьера. 

Художникам рококо были присущи тонкая культура цвета, умение строить композицию слитными декоративными пятнами, достижение общей легкости, подчеркнутой светлой палитрой, предпочтение блеклых, серебристо-голубоватых, золотистых и розовых оттенков. Для живописи, скульптуры и графики характерны эротические, эротико-мифологические и пасторальные (пастораль) сюжеты. 

Первым значительным мастером живописи в стиле Рококо стал Ватто. 
Жан-Антуан Ватто (1684-1721 гг.) - французский живописец, один из крупнейших художников рококо. Его имя в основном ассоциируется с типом картины, который он сам изобрёл, - "галантное празднество", где изысканно одетые молодые люди предаются веселью в восхитительной, романтической пасторальной обстановке. Антуан Ватто был предтечей рококо в живописи, он рисовал жанровые сценки из жизни общества бездельников(ибо Революция была не за горами...и как то герцог Ришелье -наперсник и друг Людовика XV,как то сказал...`все мы с вами господа пустозвоны`...).

    
« Меценат»

   

 «Песня любви»



«Капризница»

   

  «Общество в парке» 

 Дальнейшее развитие стиль рококо получил в творчестве таких художников, как Буше и Фрагонар. Франсуа Буше (Boucher, Francois) (1703-1770 гг.) - французский живописец, график и декоратор. Один из самых знаменитых художников эпохи рококо.

   

 «Туалет Венеры» 

 Его работы отражают нравы французского двора середины 18 века. Буше был удостоен множества почестей, включая звание придворного художника (1765 г.). Поклонницей Буше была фаворитка Людовика XV Госпожа Помпадур, которую он запечатлел на нескольких портретах.


 


 

Лучшие работы Буше отличаются необыкновенным очарованием и совершенным исполнением - качествами, характерными и для творчества его талантливого ученика Фрагонара. Жан Оноре Фрагонар (Fragonard, Jean-Honore) (1732-1806 гг.), французский художник, яркий представитель рококо. Почти всю жизнь выполнял работы для частных заказчиков, в том числе для мадам Дюбарри, самой очаровательной фаворитки Людовика XV. Тонкий колорит, остроумная образность и лёгкое, непринуждённое письмо придают его работам неотразимую живость; при этом даже самые эротические сюжеты никогда не кажутся вульгарными

 
 «Аврора»

   
 «Качели» 

   
 «Поцелуй украдкой»

   
 «Встреча»

Стиль Рококо был весьма популярен в Центральной Европе вплоть до конца 18 века. http://www.arthistory.ru/rococo.htm